Вот я и прикончил восьмитомник Говарда – почти два месяца ушло на чтение этого издания. Ознакомившись с большинством произведений одного из своих любимых авторов, я просто не в силах воздержаться от комментариев.
Итак…
Том 1.
Первый том включает в себя практически все произведения о Соломоне Кейне, исключением являются отрывок «Черные всадники смерти», а также стихотворения. Три рассказа – «Замок дьявола», «Ястреб Басти» и «Дети Ашшура» завершены Рэмси Кэмпбеллом. С пуританином я познакомился два года назад, как выяснилось позже, я позабыл за это время некоторые моменты, и часть произведений читалось будто впервые. Остановлюсь подробнее на двух вещах. «Черепа среди звёзд». Когда читал впервые, рассказ совершенно не впечатлил, возможно тогда я только начинал вникать в образ Кейна. Спустя время я понял, что это весьма необычная вещь, хотя и простая как может показаться на первый взгляд. Одно из тех немногих произведений Говарда, где встречаются призраки. Действтиткельно приятная и жутковатая история. «Ужас пирамиды», также ещё переводился как «Шаги за дверью». При первом прочтении рассказ понравился, но понравился он ещё больше при повторном. Раньше я не был знаком с творчеством Лавкрафта и отнесся к этой вещи несколько иначе, чем теперь. А ведь действительно, в рассказе присутствуют лавкрафтианский мотивы, может они не облекаются в конкретные названия, но делают историю отличной от остальных произведений о Соломоне Кейне. Почему-то пришёл в голову «Пламень Ашшурбанипала». Что касается остальных рассказов, то на первом месте для меня так и остаётся «Клинки братства», не смотря на отсутствие в нем мистики. За ним следуют «Крылья в ночи» (его я перечитывал целых три раза, хотя первое впечатление и было сильнее последующих, все равно для меня он остается одним из лучших) и «Холмы смерти» - просто хорошее произведение, в изданиях его ставят рядом с «Крылья в ночи» и не зря, между ними прослеживается какое-то сходство. «Луна черепов» - самое длинное повествование о Кейне. Я не скажу, что повесть мне не нравится, но даже при повторном прочтении она осталась для меня такой же, какой и была – история интересная, но не слишком меня цепляет, хотя тема древних цивилизаций в ней раскрыта очень и очень хорошо. «Под пологом кровавых теней» - атмосферный рассказ. Мнения остались прежними. «Перестук костей» и «Десница судьбы» сколько бы я их не перечитывал, так и останутся для меня простыми вещами. Из дописанных рассказов раньше меня прельщал «Ястреб Басти», наверное потому, что Кэмпбелл использовал мистический элемент. Но теперь я отдаю предпочтение истории «Дети Ашшура», она мне понравилась налетом древности, который, казалось, два года назад прошел мимо меня. «Замок дьявола» пошёл осознаннее, чем в прошлый раз, но это ничего не изменило.
Том 2.
Во второй том вошли произведения о Брекенридже Элкинсе. Он состоит из двух сборников – «Брат бури» и «Лик смерча». Даже не думал, что Говард писал такие юмористические вещи. Когда я читал Элкинса, с моего лица не сходила улыбка, а пару раз я чуть не упал с дивана от хохота. Образ Брекенриджа сам по себе симпатичен. Он этакий гротескный крутой техасский парень, который частенько ввязывается в забавные приключения, виной которых обычно служат родственники, друзья, знакомые и конечно же женщины. С последними ему практически никогда не везет. Каждый раз встречая женщину, он произносит: «Конечно же это была любовь с первого взгляда». Ну а девушки не отвечают ему взаимностью либо из-за того, что он случайно покалечит кого-то из их родственников, либо девицы вешают Элкинсу лапшу на уши в целях выгоды и наживы, ну а он наивно ведется. По натуре Брекенридж очень даже добр, он и сам в этом частенько признается, но несправедливость, предательство, а также честь семьи часто выводят его из себя, поэтому он крушит всех и вся, почти не задумываясь о последствиях. В этом томе мне понравились абсолютно все рассказы, больно симпатичен в них чёрный техасский юмор, даже не берусь что-то из них выделять. Есть ещё отдельный роман «Джентльмен с Медвежьей речки», который я пока не читал, не сомневаюсь, что там юмора будет ничуть не меньше.
Том 3.
В третьем томе собраны произведения о боксерах и кулачных бойцах. Здесь раскрыта тема так называемых «железных» людей, которые обладают заниженным болевым порогом, огромной выносливостью и способны держать мощные и сокрушительные удары. Три рассказа «Отлитые из железа», «Возвращения чемпиона» и «Кулаки пустыни», начинающие том практически не связаны между собой, за исключением первых двух. Из всех трех вещей мне больше пришлась история «Возвращения чемпиона». Остальная часть книги содержит почти весь цикл о Стиве Костигане – моряке и кулачном бойце, сражающемся с многочисленными противниками при помощи верных кулаков. По большей части все произведения однотипны, встречаются также рассказы с иронией и юмором. Цикл о Костигане я прочитал очень быстро, во-первых, рассказы относительно короткие, во-вторых, читается это все как неплохой боевик, в-третьих, написано легко, просто и доступно.
Том 4.
Четвертый том по большей части состоит из исторических произведений. Открывает книгу рассказ «Тигры морей», дописанный Дэвидом Дрейком. Хорошая история в духе раннего средневековья знакомит читателей с одним из героев древности кельтом Кормаком Мак Артом и его товарищем викингом Вулфером. Следующий рассказ «Край, где заходит солнце» написан не Говардом, а полностью является произведением Дрейка. Оно повествует о путешествии друзей в морские глубины, где лежат руины древней цивилизации атлантов. Очень хороший рассказ именно в фэнтезийном ключе, хотя и не написан Говардом. Хотелось бы из этого цикла прочитать ещё «Мечи Северного моря» и «Ночь волка», а также «Тигры морей» и «Мерзкое святилище», дописанные Ричардом Л. Тирни, которых нет в этом издании. Далее идут три рассказа о девушке-воительнице Агнесс де Шатильон – «Воительница», «Клинки для Франции» и «Подруга смерти». Последний завершен Джеральдом Пейджем. Главная героиня чем-то напомнила Джирел Кэтрин Мур, только произведения Говарда исторические, хотя в рассказе «Подруга смерти» добавлен мистический элемент. Следующие два рассказа неокончены. «Королевская служба» повествует о путешествии морских пиратов в древний город и «След гунна» рассказ о Турлофе О’ Брайене, который обрывается на самом интересном месте. В нем Говард изобразил кочующее в степях славянское племя. Рассказ «Мечи Красного братства» знакомит с Черным Вулми. Интересно то, что изначально он был вообще историей о Конане, которую можно найти в новых изданиях под названием «Черный чужак», потом был переписан в историю о Теренсе Вулми, а после был переработан Де Кампом в «Сокровища Траникоса». Очень понравилось произведение «Месть Черного Вулми». Отличный приключенческий рассказ с довольно колоритной атмосферой. «Остров смерти» тоже пришелся по душе. Рассказ «Испанское золото» написан в жанре реализма, вполне сносная вещь. Завершает том «Нож, пуля и петля» неплохой короткий вестерн.
Том 5.
Исключительно посвящен Френсису Хавьеру Гордону или как его называет на востоке – Аль-Бораку, что значит «Стремительный». Том содержит один роман, две повести и четыре рассказа. Произведение «Знак огня» один из немногих романов, которые успел написать Говард. Позже он был переписан Де Кампом в «Огненный кинжал». Из всего цикла об Аль-Бораке эта вещь мне действительно понравилась, хотя на мой взгляд не хватает мистики, как и в остальных произведениях об этом герое. Очень уж противоречивые у меня мнения по поводу этого цикла. С одной стороны неплохие боевики плюс красочная восточная атмосфера, с другой какое-то однообразие и чуть-чуть тягомотности. Но если меня спросят нравится ли мне цикл об Аль-Бораке, то скорее всего я отвечу «да», нежели «нет».
Том 6.
В нём собраны исторические произведения, а также четыре рассказа в жанре фэнтези. «Ястребы над Египтом» - замечательный рассказ, изобилующий интригами, позже Де Камп сваял из него вещь о Конане «Ястребы над Шемом». «Боги севера» - переделанная Говардом «Дочь ледяного исполина» с заменёнными именами, также концептуально относящая к миру Конана. Когда это был рассказ о последнем, читалось лучше. «Двое против Тира» ещё одна хорошая вещь в реалистическом ключе. «Тень Вальгары» рассказ, где впервые появляется Рыжая Соня, которую потом отправили в Гирканию. Здесь же она девушка-воительница, чья сестра является наложницей Сулеймана Великолепного. «Нехт Самерхенд» история завершена Оффутом, что удалось писателю хорошо. В трех последующих рассказах «Дорога в Азраэль», «Лев Тивериады» и «Повелитель Самарканда» Говард разворачивает действие на Ближнем Востоке, в каждом из них есть общие черты – коварные восточные правители, ведущие захватнические войны, мечтающие о мировом господстве и безвестные варвары, которые мешают осуществиться этим планам. Что интересно, Говард очень хорошо показал образы великих завоевателей – Сулеймана Великолепного, Тамерлана, Баязида. «Врата империи» юмористический рассказ о пьянице-слуге, который сам того не ведая, вершит большие дела. Действительно смешно. «Дорога Боэмунда» и «Рождающий гром» понравились в плане изображения рыцарей. «Скачущий-с-Громом» - история о перевоплощениях, что-то общее прослеживается с Джеймсом Эллисоном, только главный герой индеец. «Шествующий из Вальхаллы» прекрасный рассказ о Джеймсе Эллисоне, хотя до произведения «Долина Червя» он не дотягивает, но весьма хорош своей атмосферой. Я бы заценил также «Бракан-кельт» и «Сад страха».
Том 7.
Здесь присутствуют роман в рассказах «Воин снегов», роман «Альмарик» и шесть историй в жанре хоррор и мистики. «Воин снегов» - межавторское произведение в жанре фэнтези. Сам Говард написал только небольшой отрывок, но потом, дописывая по главе, другие авторы сделали из этого отрывка роман. К нему приложили перо такие авторы, как Карл Эдвард Вагнер, Майкл Муркок, Рэмси Кэмпбелл и многие другие, в том числе и те люди, которые писали во вселенной Мифов Ктулху (Фрэнк Белнап Лонг и Брайан Ламли). Отсюда и соответствующие аллюзии. Получилось довольно таки неплохо. Роман «Альмарик» - это хорошая планетарная фантастика плюс героическое фэнтези. Хоть он и отдаленно напоминает вещи Берроуза о Джоне Картере, тем не менее написан отлично. «Живущие на Чёрном побережье» хоррор история в духе Лавкрафта, почему-то не взяла меня. Есть у Говарда хоть та же «Тварь на крыше». По мне она более жутковата. «Из глубины» и «Проклятие океана» - морской хоррор, таких произведений Говард писал не так много, но они по-своему симпатичны. «Мертвые помнят» и «Келли-колдун» - мистические вещи о чернокожих, вполне неплохо. «Ужас из кургана» - рассказ Говарда о вампирах, они не так часты в его творчестве, как и призраки с оборотнями, даже только из-за этого он мог понравится, а так как написан он к тому же не шаблонно, то нравится вдвойне.
Том 8.
Последний том начинается с романа «Хозяин судьбы». Это был первый роман Говарда. Безусловно он хорошо написан и в нём раскрыта тема древних цивилизаций, но по мне он немного затянут. Также примечательно то, что главного героя зовут Стивен Костиган. Прочитав основную массу вещей Говарда, я пришел к выводу, что он особо не заморачивался с выбором имен для своих персонажей. Что касается романов автора, то для меня самым лучшим на данный момент является «Час дракона». Возможно, в скором времени мое решение изменится, так как я собираюсь перечитывать вещи о Конане. «Повелитель мертвых» и «Черная книга» - детективные истории, героем которых является сыщик Стив Харрисон. Ненавязчивы, этим и понравились. «Чёрный Канаан» и «Луна Замбибве» ещё два ужасных рассказа, где фигурируют чернокожие. Первый из них с его атмосферой болот зацепил больше. Самым лучшим рассказом на подобные тематики я считаю «Голуби ада» вот он действительно пугает. «Погибель Дэймода» рассказ о призраках, понравился. «Кобра из сна» - не знаю насколько это хоррор, но судя по концовке мистика точно. Это скорее психологический ужастик. «Пришелец из тьмы» - потрясающая вещь, возможно простая, но очень понравилась. «Дом, окруженный дубами», история из Мифов Ктулху, которую закончил Август Дерлет. Честно говоря, на всем протяжении рассказа чувствуется его влияние. Из двух прочитанных о Джоне Кироване вещей «Черный камень» и «Повелитель кольца» я считаю лучшим первый. «Долина сгинувших» рассказ написан в духе Лавкрафта, но не впечатлил. «Королевство теней», «Черви земли» и «Люди тьмы» выглядят выигрышней. «Грохот труб», дописанный Фрэнком Торбеттом выбивается из всех произведений что были у Говарда, удивлен. «Куда ушёл седой бог» - рассказ о Турлофе О’Брайене, где он, к сожалению, выступает второстепенным персонажем. Из рассказов о нём я по-прежнему считаю лучшим «Черный человек», хотя и «Боги Бал-Сагота» пришелся по вкусу. Напоследок прочитал «Копьё и клык» - проба пера Говарда. Уже тогда автор подавал хорошие надежды, несмотря на примитивность рассказа.
Таким образом, издание знакомит с основной частью произведений Роберта Говарда и дает практически полное представление о том, что он ещё писал кроме Конана, Кулла и Брана Мак Морна. Хотя некоторых хороших вещей здесь явно не хватает.