Cthulhuhammer

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Cthulhuhammer » Рецензии » Поль Уинлоу "Слуги чародея", "Священная роща", "Карусель богов"


Поль Уинлоу "Слуги чародея", "Священная роща", "Карусель богов"

Сообщений 1 страница 10 из 52

1

Трилогия о Конане Поля Уинлоу в переводах с английского Ника Перумова
(или: «Выше звёзд круче только яйца!»)

     … Ещё в прошлой жизни я прочитал «Властелина колец», а в следующем своём существовании получил возможность заценить продолжение этих «… колец» написанное рукой небезизвестного Ника Перумова – можно сказать я остался доволен его работой, если учесть тот факт, что жанр фэнтэзи, в котором написан и оригинал «… колец» и это его продолжение – абсолютно мне не по вкусу. Своё мнение об Перумове, как фантасте-фантазёре, я составлял тогда исключительно по отзывам читателей, сам же оставаясь равнодушным к его творчеству…
     … Моё понимание НАСТОЯЩЕГО фэнтэзи, стоящего того, чтобы убить на прочтение кучу времени, сопоставимо с тем, что писал Роберт Говард; именно такую художественную литературу я и читаю запоем…

     Однажды настал тот ужасный день, когда я, сначала к своей огромнейшей радости, а позже - к ещё более безразмерному разочарованию, вдруг узнал, что о моём любимом герое Р. Говарда – Конане, оказывается писала целая свора российских авторов. То, что мне попадалось в самом начале знакомства с творчеством авторов «русского Конана» - было в основном стандартной посредственностью в собственном изложении…
     Довольно быстро я наткнулся на имя Поль Уинлоу, который написал три произведения о Конане: «Слуги чародея», «Священная роща», «Карусель богов». Перевод с английского – так было подписано под заглавиями этих рассказов – собственноручно и кропотливо сделал сам Ник Перумов! 
     Как незамедлительно было выяснено – сам  Перумов и был автором рассказов, попавшим под колесо издевательской издательской политики фэнтэзи в России 90-х годов.
     Потирая от радости ладони, я закидываю чтение всех остальных авторов: шас – почитаем нормального писателя!
     Это вам не хухры-мухры – сам Перумов, удачно (Удачно? Может потому, что я читал только потому, что в то время не было ничего более взять в руки) написавший достойное продолжение Толкиена!

     Кром Киммерийский!!!
     Такую ахинею, которой заканчивалась эта трилогия, я ещё не читал о Конане!

     Характеризуя результаты потуг российских авторов, писавших о киммерийце, многие говорят об альтернативном развитии сюжета жизни главного героя и даже параллельном повествовании.
     Так вот – Перумов заложил отдельное направление развития «Саги о Конане», где задействован даже чуть ли не жанр космической фантастики, где стиль из фэтэзи, тем более героического,  превращается отчасти в мифологию, отчасти в философию в прямом значении этого слова, отчасти в сюжет какой-то современной компьютерной игры с многочисленными уровнями прохождения… Здесь можно встретить всё что угодно из мира фантастики и что самое обидное – весь смысл героического фэнтэзи безжалостно уничтожается привлечением в сюжет и мотивацию целого рассказа высших Сил Мироздания и Вселенной – тех, которые сотворили Космос, проектировали атомы, зажигали звёзды… Более того – здесь действует что-то похожее на Дао из китайского даосизма, можно узреть Инь и Ян – Добро и Зло, выступающими одновременно богами, силами судьбы и Вселенной, законами Бытия – и при всём при этом везде присутствует личностная мотивация: БРЕД ШИЗОФРЕНИКА В ЭПИЛЕПТИЧЕСКОМ ПРИПАДКЕ!
     Здесь открылся рабочий простор для любых бредней: когда доступны параллельные миры по времени и космическое просторы, а главному герою дана вечная молодость и бессмертие и сам он произведён в ранг практически бога – можно обеспечить себя (и других) возможностью писать о всемирно любимом непобедимом варваре аж до самой своей смерти или пока не надоест – главное чтобы были издательства, готовые продолжать печатать эту хрень, где главный герой может действительно попасть даже в наше время, в 20-21 века и побаловаться, например, работой в личной охране, ну скажем – Ельцина  во время августовского путча в Москве под именем Конанова Конана Конановича!   

     … Читая о том, как спасая Конана от старушки по имени Смерть, боги запихнули главного героя в лоно его матери, возвращая его назад во времени на фоне играющих «в Шахматы» «Инь» и «Ян» Вселенной, касательно сюжетных и мотивационных пределов «Саги о Конане» - в голову пришла только одна фраза: «Выше звёзд круче только яйца!». То бишь – дальше и больше уже просто некуда!

     … Самому Перумову, к счастью – надоело писать!
     Или может действительно понял, что ерунду написал и что достойно продолжить Говарда ему не под силу… Может была куча иных причин, тем не менее – факт таков, что идея вселенской богоизбранности Конана из Киммерии всё же дала крепкие ростки, стоит вспомнить хотя бы «Посланника света» Мориса Делеза…
     С другой стороны – талант Перумова никто не умаляет: Конан у него, если не придираться, вполне похож на себя, да и стиль описания событий очень увлекательный.
     Более того – «Слуги чародея» у него получились очень даже достойно на фоне остальных своих и иных русских рассказов о Конане во всех отношениях…

     Впрочем – по порядку. Расскажу о своих впечатлениях в рассказах Поля Николая Перумова-Уинлоу в той очерёдности, в которой я их читал…

Отредактировано МОНАХ (2010-09-22 17:15:01)

0

2

Трилогия о Конане Поля Уинлоу в переводах с английского Ника Перумова
(или: «Выше звёзд круче только яйца!»)

Часть первая:
«Слуги чародея» или «А чем Мммы хуже?!.»

Свернутый текст

     Так получилось, что будучи ещё в блаженном неведении относительно хотя бы ломанной хронологии русской саги, я взялся первым прочесть «Слуг…».

     Итак, рассказ начался с проливных дождей со снегом в Аграпуре, столице Турана, где Конан несёт обязанности капитана Вольного Отряда во времена правления Илдиза. Конан, ввиду отсутствия короля, из-за непогоды, в городе, решает почистить палаты не самого бедного вельможы. Конечно же не нормального, а такого, который кроме всего прочего держит в доме всякого рода монстров-уродов со всего мира – иначе не так интересно будет читать, это понятно.

     В поместье немного удивили драгоценные, шитые золотом и серебром шпалеры, ну да кто их, богачей Хайборийской эпохи, поймёт. Здесь Конан знакомится с одним из слуг (по имени Скарфен) какого-то чародея и ему рассказывают, что его сюда заманили для дела. На границе Вендия и Кхитай (интересно как такое возможно, но может и возможно) надо стырить непонятно почему зачем и как некую статуэтку, но прежде Конан решает своровать таки самое главное сокровище в этом поместье, пробиваясь сквозь жаб-мутантов и сломя голову убегая от пятёрки… хм… короче бесшумных воинов, которые по описанию один в один мне напомнили толкиеновских назгулов только пеших.

     Немало подивил тот момент, что Конан, впервые попав в незнакомое подземелье, полагаясь на знаменитый инстинкт, конечно же, за нефиг делать почти не сбавляя бега почти сразу находит второй вход-выход из запутанного лабиринта, который даже какой-никакой чародей – Скарфен и близко не мог учуять! По моему даже для Конана это чересчур...

     Как подтвердилось впоследствии и в «Карусели богов» - Перумов либо слабо соображал, где реальная сага Говарда, Кампа, Картера, а где сценарий-адаптация к фильмам о Конане со Шварцом в главной роли, либо, что мало вероятно – нарочно валил в одну кучу и то и другое. Как бы там ни было, в начале второй главы, Конан вспоминает свою нелёгкую ношу раба у Колеса в Гипербореи.

     Основа сюжета – стара и неоригинальна: четверо слуг непонятного чародея решают избавится от его власти и теперь бригада, в лучших традициях эпического фэнтэзи, в составе этой четвёрки и Конана будут терпеть лишения и нападки по дороге в храм на границе Кхитая и Вендии.

     Четыре спутника Конана – тоже стандарт для сюжета плохонького сериала. Все четверо, ну конечно же – а как иначе, представители разных уголков континента (это мотивировано тем, чтобы ловить беглецов, рассеявшихся по всем уголкам Земли): ванир Скарфен, гиперборей Скольд, негроид Фьюри и кхитаец Эйджес. Ладно – фигня, что выглядит, как сборная команда Земли, но вот зато все как на подбор широкоплечи и мускулисты, как сам главный герой – вполне может быть, но конкретно здесь такое неразнообразие режет глаз и попахивает чем-то очень знакомым и банальным, тем более, что толку от этого момента дальше в рассказе – ноль.
     Короче - это мелочь…

     Далее, усевшись за стол, вокруг украденной намедни изумрудной статуэтки Размышляющего Ханумана, братва помогает Конану войти в курс дела.
     Значится, издавна жил такой себе ахренеть-могущественный маг – Кивайдин (до сих пор вертится в голове и никак не могу вспомнить, где я похожее имя уже слышал). Впрочем далее идёт расшифровка имени – «северо-западный ветер», собственно этот маг занимался тем, что управлял этим самым ветром (а может им и являлся). Кроме этого, чудик сей заклял всех ифритов и джинов, а также подчинил всех адских монстрюков и обитателей хрустальных небесных сфер.
     Любил маг ещё, одним словом, любить дочерей человеческих и жила у него в гареме некая жёлтокожая кхитаянка, которая пела так, что даже… мля… «…Орлы Нездешних Богов останавливали свой полёт…»… Такое незначительное описательное словосочетание – Орлы Нездешних Богов: уже одно то, что написано оно с заглавных букв, должно было меня насторожить…

     Если бы я начал читать Перумова с «Карусели богов», то в данном месте просто грустно бы улыбнулся – эта безневинная, пока что, для Хайбории Говарда фраза на самом деле подразумевала буквальное положение дел касательно божественных уровней и всего прочего, что позже на этой закваске взошло.

     Втянулся Кивайдин в помощь Вендийскому царю, который чего-то не поделил с подземным племенем злобных карликов, обладавших несметными сокровищами (мне стоит здесь написать слово «гномы» или покамест снизойдём к тому, что это просто такое совпадение с эпическим фэнтэзи и мифологией?). В результате карлики не устояли и бросив сокровища, разбежались по свету пригрозив страшно отомстить. И мстя их была страшна! Они выманили кхитаянку из покоев мага и, отрубив ей чурку, послали этот страшный подарок Кивайдину.
     Дальше – хуже!
     Мстя мага в ответ должна была быть не менее страшной, но… Далее просто цитата: «Хотел он сперва сам заняться этим, однако был призван Великими Нездешними Богами, ибо затевалась во Внешнем Мире великая война между ними и Асурами.»

     Н-н-нда…
     Великие Нездешние Боги – это в «Слугах чародея» вплетено так же как и их Орлы. Когда не знаешь куда эта дорожка Перумова дальше повела, то читаешь вполне в говардовском стиле – ну легенда такая, мифология обитателей Хайбории, сказание о древних полувыдуманных богах-полумонстрах или магах каких-то – мало ли что ещё, но и в голову не придёт, что это что-то типа даосских понятий Инь и Ян, правда со своими мухами, скажем так – в голове, которые, как обычные олимпийские личности античных богов Греции с глубины вселенских, межзвёздных пространств вещают судьбами людей, скотов, небожителей, богов, миров на своё усмотрение.
     Внешний мир – по моему говорит само за себя, хотя именно в этом рассказе не придаёшь этому никакого значения, поскольку здесь, пока, понятие это дальше не развивается в парадигме Хайбории.
     Так, теперь асуры – это общее название демонов в индуизме. Но суть не в названии – сам Говард заимствовал это название для имени бога Асуры – а в самой подоплёке: прям перепев мифологии индуизма на свой лад, когда были демоны и были боги и они дрались между собой, как личности. Допустим у Говарда то, что действовало в сюжете личностно, само по себе не именовалось ни демоном ни богом – такое прозвание это что-то получало от людей живших в Хайборие или само-собой понималось из контекста. Даже если бог, в самом полном и прямом понимании этого слова – Митра, Кром…, и действовал, так сказать самолично, то это проявлялось в виде голоса или образа, во первых почти единожды, а во-вторых – так, что можно было легко отнести эти явления на собственные психо-физческие состояния героев: в любом случае никакого акцента на это не делалось и такие малозаметные моменты всегда у него остаются как бы в тени и не лезут на передний план. По крайней мере кричащей деятельности Крома на равнее с Конаном не наблюдалось. Такие боги воспринимаются у Говарда скорее, как религиозные верования и вместе с тем наряду с иными богми, как результатом обожествления кого-либо – но у него это чётко чувствуется и из того, что киммерийцы верили в Крома, этот самый не спускался с небес личной персоной…
     Вообще все эти уровни миров и божества попахивают иерархией из буддизма и индуизма. Всё бы ничего, но в «Карусели…» некоторые из этих божеств и даже чуть ли не сам Рок как раз в  виде отдельных личностей участвуют в сюжете.
     С такой точки зрения Перумов детально прописал полную картину мироздания Хайбории, отдельные НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ!!! фрагменты которой можно разово встретить у самого Говарда, даже в его Конане. Но я боле чем убеждён, что Перумов не понял Говарда ни на йоту, если он ориентировался только на эти порой туманные заметки. Сравните хотя бы концепцию Перумова с концепцией Говарда, немного просматриваемого в рассказе «Башня слона». Есть Иаг – существо попавшее к нам из другого мира, планеты с иными способностями и принятое за божество – всё, далее никакой божественности самой по себе и никаких упоминаний как такое может быть в принципе и кем это придумано – жизнь на хрен знамо какой планете. Ан нет – надо эпик построить, чтоб не вызывало впечатление реалистичности, как у Говарда, а чтобы как в обычном мифе, где впечатление сказочности при чтении – красной нитью…

     … Я отвлёкся. По сути – всё то, о чём выше сказано, уже в «Карусели богов», а здесь, в «Слугах…» я просто по новому открываю для себя некоторые термины и категории мира Хайбории Перумова.

     Итак, маг созвал, проверенных ему одному известно чем, четырёх чуваков и поручил им истреблять карликов. Он дал им часть свое волшебной силы и сказал, что: «Ага, разбежались! Братва! Не так легко убить живое существо в Хайбории, карма которого прописана в Книге Судеб (очередная РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ в сюжете этого рассказа хрень от Перумова)!» Короче – надо убивать каждого так и за таких обстоятельств, как написано про жертву в этой книжке. Я так прикинул – Нездешние не погладили бы Кивайдина оп голове, если бы он, как маг, практически равный богу, учинил простую резню гномов именно почему-то в этом случае: то что он в войне на пару с Вендийским царём резал тех самых гномов комбайном, видать не в счёт – отпустили ему этот грех на покаянии в паломничестве к сфере обитания Нездешних Богов!
     Четырём мудакам запретили просто так из любопытства читать этот «Божественный Бестселлер», но мудаки должны были непременно стать таковыми, потому, как автору пришлось бы по другому придумывать легенду, почему вдруг слугам понадобилась сторонняя помощь. Слуги открыли книгу без заклинаний и увидели, что картинки гномов живые: они тут же разбежались восвояси оставив чистые листы, а слуги остались с голой бобой! Ну что сказать – офигенно реалистичный для Хайбории Говарда момент, как в сказке про колобка: «Я от бабушки умчался и от дедушки съеб… смылся»
     Конан же на это прореагировал так:
     «Конан поднял бровь в знак сомнения. Рассказанная тяжеловесным "высоким штилем" история казалась нелепой выдумкой.»

     Аой! Мне почти вся писанина Перумова касательно всего, что не имеет аналога в Хайбории Говарда, кажется нелепой выдумкой!

     ... Кивайдин поклялся сгноить непотребных служак, но так как был далеко ((!) Напомню, что магу такого уровня облететь планету Земля всё-равно, что срыгнуть после плотного обеда из шашлыка с пивом. Видать действительно был очень далеко, скорее всего по соседним галактикам шастал) то послал других своих слуг. Эти же четверо в поисках спасения набрели на жрецов одной из двух ипостасей бога Ханумана – Размышляющего Ханумана! Оказывается, что Кивайдин издревле воюет с Хануманом и изумрудная статуэтка бога-обезъяны, которую Конан добыл в поместье эмира, защитит их, пока маг не узнает, что она у них. А узнает он быстро, так как эмир – фанат Кивайдина.
     Конана поставили перед фактом, что он – лучший из воров и непобедимый, а значит только он сможет добыть им, слугам, вторую такую же статуэтку из храма, который теперь управляется адептами Чёрной Ипостаси Ханумана, а также то, что теперь и ему, Конану, светит многоуровневый кердык, если он откажется.
    Конан увиливал, потом получив несколько мешков чистого золота, съехал на то, что ему надо проверить золото, но в результате согласился, хоть и посетовал на то, что в храм придётся идти одному, так как хранители Чёрного Ханумана натравят на четвёрку редкостную мерзопакость, если они приблизятся – короче всё сделано так, чтобы Конан безпрепятственно в конце рассказа единолично показал себя настоящим героем – и если в произведениях Говарда для читателя это получается естественным и выглядит случайным (вот умел дядька так писать! Мастер!), то у Перумова написано хоть и захватывающе, но этот момент читателем заметен, именно как нарочно притянутый за большие раскладистые уши. Конан ставит вполне разумные вопросы – раз маг, то не будет он гонятся за нами, а вышлет войско к храму и прибьёт всех там же на месте, поскольку и так понятно, куда они идут. На это слуги опять ответили, что дескать маг далеко и ему теперь оттуда несподручно управлять своими марионетками…

    Я к тому так подробно эту хрень описываю, что не удосужился автор нормально прозвонить мотивацию и сюжет: где маг, на кой он там, куда он ушёл и т.д. – нет, понятно, что если маг может уходить в межзвёздные просторы, то мои притензии идиотские как минимум. Но тогда непонятно, почему такие вселенские супербойцы чёрной магии ничего не могут сделать с Конаном (это ж как миллиард Ксальтотунов получается!) кроме той простой причины, чтобы помусолить ненужный в героическом фэнтэзи Говарда затёртый до дыр эпик?
     Все эти приколы становятся понятными только после прочтения «Карусели …», а пока читатель должен просто читать и не задаваться ненужными вопросами…

     ... Ночью к Конану собственной персоной явился Кивайдин и вежливо попросил не помогать четвёрке слуг. Киммериец естественно попробовал зарубить колдуна, но естественно ничего у него не получилось. Маг попробовал ещё вытянуть из варвара немного информации, так как статуетка Ханумана блокировала каким-то образом его шпионские возможности, однако Конан на утро всё же поехал со слугами к храму, а маг по непонятной причине слинял.
     Пока ехали, киммериец поделился с новыми друзьями тем, что намедни щупал мага собственноручно, на что перепуганные слуги ответили ему, будто тот вернулся из-за Звёздных Сфер, где боги наделили его новой силой…

     Всё в результате свелось к тому, что Конану получается угрожала уже вселенская сила в лице земного мага, получившего божественную силу космоса и в рассказе отчётливо чувствуется это отличное и характерное для Перумова и в двух других его рассказах стремление передать читателю ощущение, что над главным героем довлеет просто таки мировая судьбоносная необходимость зажигать по сюжету. Короче рассказы написаны по принципу: «На мелочи не размениваемся» и Конана как бы заставляют помимо его воли напрямую если не сражаться с мировым злом, то по крайней мере – с его носителями, но носителями «крупными», мощными, из-за которых вся планета не то что «может», а «точно» накроется медным позеленевшим ночным горшком.

     Короче - эпическое фэнтэзи чистой воды, плюс стандартная сказочная «порьба Бобра с Ослом»: Говард, например, легко уходил от такого рода гигантомании в мотивации сюжета – он вообще никогда не базировал свои рассказы о Конане на этом.

     Именно этот момент у Говарда я люблю, наверное, более всего!

     «Братство Спасителей Ханумана» скакало на лошадях проторенной дорогой, никуда не сворачивая – от мирового волшебника и так никуда не спрячешься, так что – хули? То что маг цацкался с героями по непонятной причине – обладая силой межзвёздных богов и боясь всего лишь статуэтки какого-то земного бога – остаётся на совести Перумова: В ДВУХ ДРУГИХ РАССКАЗАХ ЭТОТ ЖЕ ЛЕЙТМОТИВ У НЕГО ТОЖЕ ИГРАЕТ ПЕРВУЮ СКРИПКУ!
     Растягивал удовольствие таким образом, видать!

     Итак – катили наши слуги по Великому Торговому Пути от границ Турана до Кхитая. Сейчас уже не вспомню у кого из прославленных русских продолжателей я ещё читал об этом прототипе Большого Шёлкового Пути, поскольку после введения Нибергом прототипа Великой Китайской Стены - здесь это уже просто замечание по ходу чтения…
     Да, вот ещё что… Как-то у автора так получилось, что обогнув море Вилайет с юга, проехав у северной гряды Афгулистана и доехав до восточной границы Турана в Гиркании, герои наткнулись на пограничье Вендии. Если мне не изменяет память, Пешкаури был самым северным постом Вендии у подножья диких гор, которые переходили в Афгулистан и где-то ещё далее находился аванпост Турана – Секундерам… По идее там, куда Конан с братвой прискакал, была степь прмыкавшая на юге к возвышенностям горного происхождения преходивших в Талакмы… А там оказались малоизвестные, по крайней мере мне, Гиндукушские Горы… Более того – последовал вариант от Конана свернуть с прямой дороги на Кхитай и дать крюк через Айодхию!
     Наверное мои представления о географии Вендии, Афгулистана, Химелианских гор, гор Талакм и Мэру – в корне были до сих пор неправильными…
     Или я не умею правильно читать русских кононоделов!
     Ладно, не спорю сам с собой – географ из меня порой никудышний…

     Так как Конан всё время путешествия печёнкой чувствовал чьё-то незримое присутствие, то вся бригада рванула в подножие этих Гиндукушских гор и устроила засаду.
     Через день появился тот самый старик, который заходил к Конану в гости и представлялся Кивайдином. Конан поразил старичка в самое сердце стрелой из лука и когда тотчас же подошёл проверить пульс, оказалось, что даже кровь вокруг раны на одежде уже запеклась! Магия наверное, поскольку только Конан отвернулся, как кто-то захихикал у него за спиной, хотя старик так и продолжал неподвижно валяться на траве.

     Дальше повествование приняло стиль типичный для русских продолжателей.
     Ночью героев разбудил рокот барабанов. С юга, по долине, где были горы двигалась целая армия. Они кого-то ловили и этот кто-то в виде «забавного суслика» напоролся на Конана, пробежав мимо, отсалютировал внезапно ожившей статуетке Ханумана и на чистом туранском попросил защиты...

     Как утверждает Перумов, все герои безумно удивились, но знал бы он сколь сильно появлению столь незаурядного для Хайбории персонажа из «Алиса в зазеркалье» удивился я!

     ... Суслик по имени Терша, оказался – вот же ж подфортило так подфортило! – самым настоящим богом местного разлива. Точнее одним из богов самого низкого ранга, самолично служившим когда-то Великому Хануману, пока последнего каким-то образом погнали в изгнание в храм на границе с Кхитаем. Таким образом Терша оказался в руках местного горного народа, которые управляли им с помощью старинных заклинаний, заставляя вызывать у командира секундерамской конницы понос, когда тот собирался отправиться с экспедицией на горцев, приносить дожди, улучшать урожай и прочее. Также его заставляли сношаться с особями женского полу человеческого рода, что Терше было очень противно. Короче зверёк не выдержал надругательств и сбежал.
     Конан с собратьями умыкнули суслика, поскольку тот знал точную дорогу к храму и ещё потому, что ожившая статуетка Ханумана не сводила с божка красных глаз и когда божок попросил взять его с собой – медленно закивала изумрудной головой…

     … Щенячей радости детишек, читающих о милых сусликах – не было предела!..

     …Терша признался, что это он спародировал галограмму старика-колдуна, прочёв это в мыслях Конана и Ко, оказывается, чтобы привлечь внимание, якобы целой армии горцев для этого было мало!

     А что делал всесильный маг?
     Он перелетел на крыльях бури – во как! – но не смог вступить в бой с подвластными его чарам слугами и одного бравого вояки из Киммерии, вместо этого он поступил куда проще: загипнотизировал целый народ горцев, которые искали своего суслика, и лошадей так, что героям пришлось скакать точно по дороге ведущий в город из которого недавно Терша сбежал.
     Скольд помянул скандинавского Локи и братва погнала лошадей к храму, где можно было запереться. В храме без окон с единственным входом, суслик нашёлся вспомнить, что тоже обладает магией. Он превращает статуи храма в Конана и слуг чародея и выпускает из храма как наживку воинам города, которые бросают в погоню все силы. Самих главных героев Терша превращает в статуи, но в последний момент припераются жрецы с девственницей для своего бога и суслик подсовывает вместо себя Конана, чему тот несказанно рад. Далее следует подробная картина церемониала перед ритуальным лишением девственности и сам процесс, сопровождаемый душевными муками жалости Конана касательно этой самой девственицы. Впрочем здесь всё в рамках и никаких извращений или особой балдёжи автора от написанного не угадывается.

     В самый ответственный момент наконец-то появляется Кивайдин, который не купился на обман, решил перестать бить баклуши и предстал во всей своей неземной мощи…

     Вот что-что, а бой Перумов умеет описывать – захватывающе, подробно, ничего лишнего!
     Понятное дело, что здесь куча сюжетных якобы случайных совпадений и всё же хорошо написано. Кивайдин прибил бы Конана, если бы тот случайно не напоролся на тюки из которых выкатилась статуетка Ханумана, которая вперила лазеры красных глаз киммерийцу в спину, после чего тот таки сумел серъёзно ранить мага. Но маг не оплошал, во время следующей атаки сбил Конана на пол и рубанул того его же мечём. Для пущей драматичности под меч кинулась та самая девушка, что призначалась для суслика. Изумрудный хануман просканировал мёртвую тёлку и кровь с её раны превратилась в извивающиеся нити, которые атаковали мага… Но и это ещё не конец – из ситуации ещё не выжали максимум! Конан подхватывает меч, на котором извивается кровь убитой и вдогонку Кивайдину заганяет его тому в спину…
     Короче, голливудский накрут сюжета фильма – отдыхает!

     Далее следует мелодраматическая часть с рыданием Конана над погибшей, его проклятиями суслика, разговором самого Ханумана посредством статуетки и прочее. В конце-концов Конан клянётся Кромом мёртвой тёлке отомстить за неё, целесообразно берёт какую-то тряпку и хорошенько пропитав её кровью в ране девушки, аккуратно прячет в карман заплечного ранца…
     
     ... В тексте рассказа есть упоминание о золоте гномов Хаецкой, что указывает на то, что автор пробовал увязать свой рассказ со всем, с чем был знаком на то время по части рассказов о киммерийце.

     Концовка в рассказе хорошая, без сюрпризов всякого рода, но довольно захватывающая.
     Нашарив храм среди обломков древнего сооружения на одной из гор, Конан попадает под прицел группы местных обитателей-стражей, но юркий суслик помогает киммерийцу резко провалиться сквозь тайный лаз вниз. Накал ситуации у Перумова здесь опять максимальный: горцы лезут вслед за варваром вниз пускаются в погоню по захламленному подземному коридору – описание держит на пределе.
     Далее Конан с сусликом на плечах попадает на винтовую лестницу и натыкается на невидимых адептов Чёрной ипостаси Ханумана.   
     Здесь следует неплохой психологический хоррор в стиле Лавкрафта с зовом Ктулху, когда окружающий мрак пытается, сковав волю, выпить сознание человека – всё это подробно и довольно ощутимо читателю описано. Зачётный кусок.
Терша, как всё-таки какой-никакой бог, берёт удар на себя, а Конан спускается в подземное святилище Ханумана. Само собой – в святилище куча самых разных сокровищ и среди них слева на троне восседала огромная статуя Размышляющего Ханумана, а напротив него – статуя Чёрного Ханумана Душителя.
     В данном месте и практически до конца повествования Перумов, на мой взгляд, показал то, в чём он действительно силён – в описании, в передаче накала текущего момента.
     Конан обшаривает всё в поисках второй мини-статуетки, не забывая попутно набивать сокровищами свою сумку. Статуетку он находит, конечно же, между каменных лап Чёрного Ханумана Душителя, причём всё вокруг было вычищено до блеска, и только изумрудная статуетка единственная была в пыли. Конан не будь дураком испробовал методы достать её оттуда иным способом, нежели цапать собственными руками, но в результате ничто иное не помогло…

     Было бы удивительным, если бы у Перумова, у которого боги ходят как люди и даже высшие космические силы обладают неким подобием личности, такой пустяк, как статуи богов и не ожили бы!
     Естественно, что Чёрный Хануман ожил и в лучших традициях Перумова, конечно же оказалось, что это и был маг Кивайдин. Точнее – Хануман Душитель вынужден был скрываться под личиной мага.

     Поворот сюжета зверский и для тех, кто не очень притязателен касательно первоначальной картины Хайбории Говарда, такой подход Перумова к делу, где ради гигантизма мотивации сюжета в жертву приносится всякий изначальный установленный канон, вследствие чего возможны головокружительные фантастические превращения по ходу повествования – возможно и покажутся верхом блаженства.
     
     То, что это Кивайдин, Конан подтвердил для себя тем фактом, что правая рука каменной статуи Душителя была «опалена до кости» кровью убитой в храме девушки. Сломав о шею статуи свой клинок, киммериец – совершенно случайно – стукнул Ханумана маленькой статуеткой по балде, отчего тот покрошился, а позже – тоже случайно – Душитель промахнулся, пробуя схватить Конана зубами за шею, укусил за ранец, где лежала тряпка с кровью. Завершающей картиной животрепещущего боевика было падение вдребезги статуи Размышляющего Ханумана на агонизирующую статую Ханумана Душителя…

     Повторюсь, поточное описание событий, эффект присутствия – зашибись, такие же моменты, как соотношение Ханумана Перумова с Хануманом Говарда и вообще – его превращение в действующего персонажа, перемещающегося за Звёздные Сферы опять же реально действующих Высших Богов, как по мне, только это уже перегиб, но наверное есть люди, которым подобных вещей мало в обычном фэнтэзи и они рады будут почитать в таком стиле ещё и про Конана.
     Флаг им в руки! Что до меня – я вполне доволен простой реалистично-мистической Хайборией Говарда и подобного рода фэнтэзийные изыскания в чужом для себя мире того же Перумова по меньшей мере просто разочаровывают.

     В самом конце, автор недвусмысленно заглядывает в будущее, говоря о том, что когда Конан наконец-то доберётся в своих приключениях до самой главной своей цели в жизни – Аквилонского трона, то он вспомнит эту сокровищницу Ханумана, отрядит сюда поисковую экспедицию, которая отроет для его будущей армии эти сокровища…
    Так и вижу перед глазами концовку фильма с Железным Арни "Конан-варвар"!

     В довершение всего Перумов кинул ещё один – наивно-душещипательный ляп в стиле концовки голливудских фильмов для детей. Изумрудная статуетка в его рюкзаке превратилась в живую маленькую макаку, которая восторжённо-писклявым голоском пролепетала Конану «Спасибо» и поведало, что она есть сыном Великого Ханумана. Вскоре из кустов появился второй макак – нарисовался братец из второй статуетки. Макаки пообещали, что теперь в мире всё будет в порядке и они вдвоём в пример своему отцу – Размышляющему Хануману будут размышлять, картинно замахали лапками на прощанье и скрылись в кустах…

     ... Сложилось такое впечатление, будто Перумов развлекаясь писал данную работу, конечно же на свой лад и так, как привык, технически сводя свой сюжет и описание к классической Хайбории, но по сути расписывая её по своему усмотрению и эпически-мифическому пониманию. 
     В данном рассказе – «Слуги чародея» - это ещё не очень критично, по сравнению с другими его рассказами. Многое из «Карусельной» концепции здесь ещё непонятно и - в общем - основной акцент всё же ставится на динамике приключений Конана в стиле привычной говардовской Хайбории.
     К данному произведению Перумова я склонен относиться более снисходительно, нежели к той бредятине, которая во всей красе предстаёт в «Карусели…». Оценивая рассказ по 10-тибальной шкале, могу поставить 5-6/10. С натяжкой, особенно на фоне иных «шедевров» русской конины, можно, думаю поставить целые 6/10«Терпимо»

Отредактировано МОНАХ (2010-09-23 00:10:26)

+2

3

отложил все дела и с удовольствием прочитал рецензию, так и повеяло забытым запахом "конины" 90-хх.

я уже высказывал это мнение на киммерии, повторюсь: я не большой фанат его книг, хотя прочитал в свое время и хроники Хьеварда и продолжение "Властелина колец". автор Перумов крепкий, грамотный, косяков унего крайне мало - что есть очень хорошо на фоне обычной в нашей стране жести. вот только почему-то в Саге все скатилось к ужасной примтивщине. как будто человек, который сам, своими руками построил охуенный трехэтажный особняк с водопадами взялся строить что-то не для себя... и вышло какое-то уродливое, неказистое сооружение, больше напоминающее летний сарай. зачем он вообще подписался на участие, вроде как голодом не был измучен, как мартьянушка с кракозябрушкой - и тут такое... вроде местами грамотно, а не интересно совсем.

поэтому целиком и полностью согласен с Монахом, автор сильный, но чего-то ему не хватило для написания Саги. кстати я обрадовался, когда узнал что Перумов о Конане больше не пишет, по крайне мере думаю дело было не в издательстве (такому автору с такими тиражами сосало бы хуй любое издательство), а в том что сам Ник видно понял, что любить Конана и писать о нем - вещи разные.

Монах, если не читал - найди статью Перумова "Говард, как он есть". у меня она оказалась в двухтомнике "азбуки". не найдешь - посканю.

если ты не против, хотелось бы это в рецензии на сайте оформить.

+1

4

Chertoznai написал(а):

если ты не против, хотелось бы это в рецензии на сайте оформить.

:D Если влезет по размеру!..
Прошу простить - не могу пока писать чётко, коротко - конструктивно: пока вот так - мазаю сопли по забору долго и тяжко, вытягивая из обзора сюжета те места, по которым хотел высказать своё мнение. Много - нудно читать, учитывая ещё и то, что заковыристых, но более чётких и ёмких выражений, которых отдельные места явно заслуживают - я не решился вставлять, хоть от этого читалось бы повеселей...
Вчера закончил, сегодня с утра сел укоротить, но только хуже получилось: как бы для того, кто читал, хватило бы моего мнения, а для тех, кто нет - не поймут...
Но я стараюсь сокращать постепенно пространность своей писанины...  :rofl: А то на "Карусель богов" - многотомник получится, а не отклик!  :jumping: А с "Древом миров" (который, хвала Крому и хорошим друзьям и фанатам героического фэнтэзи, уже сканится!0 :jumping: ) - я "Войну и мир" за пояс заткну!  :crazyfun:  :crazy:

...А так - ну, если считаешь, что на сайт вот такую писанину стоит загружать, то я, конечно, не против - может больше людей наткнётся, а то часто встречаю в Сети о Перумове много хорошего, а про то, что он на Конане-варваре замарался - практически почти нигде нет.
Дело каждого - может не с точки зрения канонов Говарда и не замарался, но по крайней мере заядлые перумисты откроют для себя перумовского Конана или хотя бы взглянут на него глазами не фанатов, прочтя мою белиберду...

P.S.  :rofl:  На днях искал исходный материал и информацию к большой подробной карте Хайбории, которая в планах... Искал какую-то карту оледенений конца последнего ледникового периода. Гугл выдал ссылку на наш форум!  :huh: Охуел по полной, но стало интересно, что же я такого по картах не знаю на нашем форуме? Открываю, а там - мой собственный пост!  :rofl: Бля, уже кругами стал ходить!!!
...Я к тому, что отдельные темы из форума попадают в поисковики, так что будет хорошо, Чёртознай, если хоть отсюда не удалишь, а на сайт - смотри сам: если считаешь мой отклик терпимым для чтения - закидывай.  :cool:

Chertoznai написал(а):

я уже высказывал это мнение на киммерии, повторюсь: я не большой фанат его книг, хотя прочитал в свое время и хроники Хьеварда и продолжение "Властелина колец". автор Перумов крепкий, грамотный, косяков унего крайне мало - что есть очень хорошо на фоне обычной в нашей стране жести. вот только почему-то в Саге все скатилось к ужасной примтивщине. как будто человек, который сам, своими руками построил охуенный трехэтажный особняк с водопадами взялся строить что-то не для себя... и вышло какое-то уродливое, неказистое сооружение, больше напоминающее летний сарай. зачем он вообще подписался на участие, вроде как голодом не был измучен, как мартьянушка с кракозябрушкой - и тут такое... вроде местами грамотно, а не интересно совсем.

Ну во - по сути коротко то, что я в основном и хотел сказать!  :cool:

Chertoznai написал(а):

...найди статью Перумова "Говард, как он есть"...

Эммм... Это не та статья, где Перумов как раз и говорил о телохранителе Конане в наше время? У меня в ЭКСМО вместо предисловия к первому тому статья с таким названием... Я собственно отчасти отсюда и строю догадки касательно темы "Перумов и Конан". Мне так кажется - писал продолжение на "Властелина..." и на Конана... Если поверить, что он искренне в этой статье говорит о Говарде и его герое, то он верно всё говорит и когда читаешь его рассказы, то даже удивляешься такому несоответствию. Впрочем это и понятно, если исходить из этой же его статьи, то он сам показывает, где, скорее всего даже не очевидно для себя самого, дал маху: "Мягкость говардовского мира допускала существенную авторскую свободу, что избавило романы о Конане от жёсткой схематичности... Каждый автор мог по своему разумению добавлять в палитру Хайборийского Мира новые и новые краски...". По моему вот как раз здесь Остапа и понесло. Если учитывать, что фэнтэзи в стиле Толкиена - это его стиль, плюс вот это чувство творческой свободы в мире Говарда, то скорее всего и не стоило ожидать, что Перумов напишет что-то в таком же мощном ключе о Конане, как и сам Мастер...
И это верно подтверждает, что любить Конана и писать о нём, действительно вещи разные.

0

5

МОНАХ написал(а):

Прошу простить - не могу пока писать чётко, коротко - конструктивно: пока вот так - мазаю сопли по забору долго и тяжко, вытягивая из обзора сюжета те места, по которым хотел высказать своё мнение. Много - нудно читать, учитывая ещё и то, что заковыристых, но более чётких и ёмких выражений, которых отдельные места явно заслуживают - я не решился вставлять, хоть от этого читалось бы повеселей...
Вчера закончил, сегодня с утра сел укоротить, но только хуже получилось: как бы для того, кто читал, хватило бы моего мнения, а для тех, кто нет - не поймут...

каждый пишет так как может) так что зря не наговаривай, считаешь нужным акцентировать на чем-то внимание - дык без базара. а там со временем и самому будет видно, что лучше усугубить в манере написания, а что лучше оставить как есть. я раньше о смысле романов не писал почти, больше по косякам. оказалось людям интересно не только косяки читать, но и смысл всей вещи. а это пошло с тебя и Ивана. пришлось перенимать ваш опыт :D

МОНАХ написал(а):

Но я стараюсь сокращать постепенно пространность своей писанины...  :rofl: А то на "Карусель богов" - многотомник получится, а не отклик!  :jumping:

сколько выйдет - столько и выйдет, если чо разобьем на несколько частей.

МОНАХ написал(а):

...А так - ну, если считаешь, что на сайт вот такую писанину стоит загружать, то я, конечно, не против - может больше людей наткнётся, а то часто встречаю в Сети о Перумове много хорошего, а про то, что он на Конане-варваре замарался - практически почти нигде нет.
Дело каждого - может не с точки зрения канонов Говарда и не замарался, но по крайней мере заядлые перумисты откроют для себя перумовского Конана или хотя бы взглянут на него глазами не фанатов, прочтя мою белиберду...

конечно стоит. тем более если отзыв не на три строчки, а подробный. и завязывай наговаривать на себя))

МОНАХ написал(а):

P.S.  :rofl:  На днях искал исходный материал и информацию к большой подробной карте Хайбории, которая в планах... Искал какую-то карту оледенений конца последнего ледникового периода. Гугл выдал ссылку на наш форум!  :huh: Охуел по полной, но стало интересно, что же я такого по картах не знаю на нашем форуме? Открываю, а там - мой собственный пост!  :rofl: Бля, уже кругами стал ходить!!!
...Я к тому, что отдельные темы из форума попадают в поисковики, так что будет хорошо, Чёртознай, если хоть отсюда не удалишь, а на сайт - смотри сам: если считаешь мой отклик терпимым для чтения - закидывай.  :cool:

по поисковикам я недавно прошел, покидал ссылки, порегился где надо. но вообще наверно приятно, что искал искал, а потом бац, зассыли на спеца, а он, это ты :D
конечно не буду удалять, пусть дублируються как и остальные.

МОНАХ написал(а):

Эммм... Это не та статья, где Перумов как раз и говорил о телохранителе Конане в наше время?

да эта она. потому я говорю, наверно он таки понял что любить Конана и писать о нем - это разные вещи.
написать неплохую вещь не так уж и сложно: поменьше масштабных подробностей (описаний, быта, религий, войн целых стран и народов), побольше нормального жесткого мира, децил юмора и сарказма, нормальные человечные герои (в смысле с равной легкостью совершающие и добрые и злые поступки), немного интриг, побольше схваток, децил волшебства и магии. конечно можно замутить и армия на армию, только чтобы нормально отписать одну битву придется изучить кучу литературы, чтобы учесть все, от рельефа и скорости ветра, до того, подкованы лошади или нет. это интересно, но сложно. мне больше нравятся локальные события, в том числе и потому что при дефиците времени на их прописку уходит меньше времени. но это уже офтоп :D

0

6

Мне понравилось. )

МОНАХ написал(а):

могущественный маг – Кивайдин (до сих пор вертится в голове и никак не могу вспомнить, где я похожее имя уже слышал)

Есть такое произведение - Легенда о Гайавате. Я его еще помню на диафильме в детстве смотрел. Так вот, Кивайдин там - название ветра.

+1

7

Blade Hawk написал(а):

Есть такое произведение - Легенда о Гайавате. Я его еще помню на диафильме в детстве смотрел. Так вот, Кивайдин там - название ветра.

:idea: Ах вот оно откуда!
Ёхенбаб! Точно... Я вроде на зарубежке в школе на выбор, чем писать непомерный реферат, учил на память какую-то песню про индейцев, может и песню про этого Гайавату - погонялово знакомое...

Если так, то Перумов лихо завернул ещё и в "Слугах чародея": скрестил название индейского ветра, скорее всего и бога, и бога-обезьяну - Ханумана! Ну правильно - что знал, то без обработки и двинул в рассказ...

...Так - стоп: никто не помнит Рамаяну индийскую? "Меня терзают смутные подозрения", а не с бога-обезьяны рамаяновской Перумов вообще лепил своего Ханумана?
Мля - очень давно читал индийский эпос, может это был и Кришна, но там фигурировал бог-обезьяна, который помог, кажись Раме сокрушить главного асура на теперишней Шри-Ланке - он ещё перемещался подобно ветру и обладал огромной силой...

Chertoznai написал(а):

тем более если отзыв не на три строчки, а подробный. и завязывай наговаривать на себя

:D Да не - с самокритикой у меня пока всё нормально, вижу, что много и по содержанию не очень, но пока написать по другому не смогу: это надо быть в ударе, как тогда. когда я прочол "Посланник света" - там как-то коротко и доходчиво получалось...
Вобщем с практикой, очень надеюсь, будет получаться получше писать... Пока так.

Chertoznai написал(а):

наверно приятно, что искал искал, а потом бац, зассыли на спеца, а он, это ты :D

Да не сказал бы - сплошное разочарование: так ничего более и не нашёл по вопросу оледенения.  :no:
Просто искал, почему на карте Дарлейджа "Индокитай" такой большой и крючковатый - захватил даже немного "Индонезии". А не так давно смотрел два научных фильма: в одном мельком показали возможный вариант контура материков во время последнего этапа оледенения Земли, а в другом уже неспешно рисовали такую карту, чтобы доказать возможность расселения первобытных людей на восток ("Настоящая Ева" фильм). Фильмы после просмотра удалил и только немного погодя сообразил, что надо бы было скрины сделать тех карт... Обратно качать не хочу...
Расклад как бы тот, что когда на полюсах дохрена льда, то уровень мирового океана естественно падает, вот потому и суши дохрена и теперишние острова могли тогда соединяться. Учитывая, что Хайбория "была" до 10000 лет до н.э., я и решил учесть и этот возможный фактор, чтоб поприродней убрать "Камчатку" и "Японию" - всё-равно больше неоткуда взять информацию, а рисовать как-то надо. Тот вариант, что у меня есть с Камбуей-сапогом действительно диковато смотриться - это ж всё-таки придуманный мир и так уж несуразно-точно повторять по научному возможные в том временном периоде очертания континентов в Хайбории, раз про тот участок точно неизвестно по рассказам, думаю не стоит...

Впрочем - это здесь уже жёсткий  :offtop: : появится время, доделаю первый набросок, загружу, потолкуем в специальной для этого теме...

Отредактировано МОНАХ (2010-09-23 14:08:01)

0

8

МОНАХ написал(а):

Просто искал, почему на карте Дарлейджа "Индокитай" такой большой и крючковатый - захватил даже немного "Индонезии". А не так давно смотрел два научных фильма: в одном мельком показали возможный вариант контура материков во время последнего этапа оледенения Земли, а в другом уже неспешно рисовали такую карту, чтобы доказать возможность расселения первобытных людей на восток ("Настоящая Ева" фильм). Фильмы после просмотра удалил и только немного погодя сообразил, что надо бы было скрины сделать тех карт... Обратно качать не хочу...
Расклад как бы тот, что когда на полюсах дохрена льда, то уровень мирового океана естественно падает, вот потому и суши дохрена и теперишние острова могли тогда соединяться. Учитывая, что Хайбория "была" до 10000 лет до н.э., я и решил учесть и этот возможный фактор, чтоб поприродней убрать "Камчатку" и "Японию" - всё-равно больше неоткуда взять информацию, а рисовать как-то надо. Тот вариант, что у меня есть с Камбуей-сапогом действительно диковато смотриться - это ж всё-таки придуманный мир и так уж несуразно-точно повторять по научному возможные в том временном периоде очертания континентов в Хайбории, раз про тот участок точно неизвестно по рассказам, думаю не стоит...

серьезный подход к делу у тебя.

0

9

МОНАХ написал(а):

...Так - стоп: никто не помнит Рамаяну индийскую? "Меня терзают смутные подозрения", а не с бога-обезьяны рамаяновской Перумов вообще лепил своего Ханумана?

В смысле само имя или эту концепцию о раздвоении личности? Если имя - это я тебе и без всякой Рамаяны скажу - это, да, из индуизма (он же Сунь Укун у китайцев) А остальное уже его фантазия. Частично, наверное, ориентировался на Говарда, у него в "Тенях Замбулы" Хануман довольно-таки зловещий, мало чем похожий на божественную обезьяну индусов.

Отредактировано К.Ф. (2010-09-23 22:56:09)

0

10

К.Ф. написал(а):

В смысле само имя или эту концепцию о раздвоении личности? Если имя - это я тебе и без всякой Рамаяны скажу - это, да, из индуизма (он же Сунь Укун у китайцев) А остальное уже его фантазия. Частично, наверное, ориентировался на Говарда, у него в "Тенях Замбулы" Хануман довольно-таки зловещий, мало чем похожий на божественную обезьяну индусов.

Ага, спасибо.

А ещё интересно, не связан ли индусский бог-обезьяна по мифам как-то с ветрами? Потому как у Говарда он переработан здорово и действительно отлично вписывается в Хайборию, а у Перумова с этим Кивайдином - отчего влепил ветер касательно своего Ханумана?

...Так, полезу в кладовку рыть книгу по индусской мифологии - уже статистики чистой ради интересно...

0


Вы здесь » Cthulhuhammer » Рецензии » Поль Уинлоу "Слуги чародея", "Священная роща", "Карусель богов"