Это первый роман из серии, достаточно широко известной за бугром и которая только-только стала появляться у нас. Люди, знакомые с историей, уже из самого названия поймут о каком историческом периоде речь. Кто не знаком – о Древнем Риме, восстание Спартака уже отгремело, а Цезарь еще только пробует силы на политическом поприще.
Чем ценен этот роман, помимо интриги, неожиданной концовки и всего прочего, характерного для этого автора? Дотошным и качественным описанием той эпохи. В максимально доступной и понятной форме описываются практически все аспекты жизни римлян: быт, религия, оргии, обычаи, субординация между собой, их понятия и принципы. Как принимались решения, как начинались войны, подноготная скандалов и разоблачений. И в плане погружения в эпоху, этот роман я бы поставил на первое место вообще. Да, много терминов, географии, исторических личностей и фактов, но это все как раз придает достоверность событиям. В данном случае Рим, это не просто усредненный город, в котором происходят главные события и когда-то будет построен Колизей, а именно тот самый Рим, та самая историческая эпоха и те самые исторические личности. Здесь есть все, по какому принципу отпускали гладиаторов, чего мог добиться в римском обществе вольноотпущенный, какая разница между гражданами Рима вообще, какие обычаи были в ходу, как жила знать и как жили обычные люди. Более того, просматриваются параллели и с сегодняшним днем, особенно коррупционная составляющая.
По сути, этот роман представляет собой детектив в рамках Древнего Рима, Главный герой Деций, как член Комиссии двадцати шести расследует два убийства и поджог, которые в дальнейшем выливаются в гораздо большее и значимое. Спойлерить не буду, лучше прочитать все лично самому.
Тем не менее, я рассчитывал на несколько иную концовку, но поразмыслив некоторое время, решил что это как раз дань правдоподобности происходящего. Слишком глубоко копал главный герой, слишком под весомых людей, чтобы всерьез чего-то достичь.
Отдельно пройдусь по остальным моментам.
Сюжет самый что ни на есть классический, детективный, ну и само собой местами даны подсказки, которые соображающий человек сведет в один узел раньше главного героя.
Декорации, как уже писалось выше – отличные. Местами прямо жалел, что нет точно такого же описания любого средневекового города, почему нижние этажи считались лучше верхних, что понималось тогда под «Цирком», и многое-многое другое. Почитать о Лондоне 13-14 века, или Осло я бы не отказался. Но пока доселе ничего подобного не попадалось, именно в аспекте исторического соответствия.
Оружие и схватки – как всегда на уровне. Казалось бы, чего тут сложного, но нет, некоторые кадры в упор не хотят видеть историю, вот и плодят золотые двуручнеги в ножнах за спиной, а-ля конина. Таким людям схватки в «Королевском гамбите» не понравятся, ипичности тут нет и не было. Зато есть доскональное знание предмета, даже люди в теме найдут для себя немало нового.
Персонажи, плоды своего времени, хитрые и коварные, как римляне. В «Спартаке» такие твари меня изрядно доставали, но как оказывается это вполне нормальное для тогдашних людей поведение, подставить или наебнуть ближнего своего.
Косяки, я не великий знаток той эпохи, в каком году был разрушен Карфаген, к стыду своему не помню. Зато знаю тех, кто помнит, например Германик, и его мнение, с точки зрения соответствия реальным историческим событиям я бы выслушал.

В итогах, эта книга относится не только к той категории литературы, что помогает убить время, но и к той, что образовывает. Единственная аналогия, которая приходит в голову, это АС2, где можно было прямо в процессе игры получить историческую справку об известных людях, местах, архитектуре. Здесь примерно тоже самое (но в канве сюжета и поэтому не напрягает) и в десять раз больше. Ну и как обычно для этого автора – крепкий сюжет, интрига и непредсказуемость.
Кому читать, ебланам и на пушечный выстрел не подходить и продолжать дрочить на алмазики золотых доспехов Джейме Ланистера, это поможет им скоротать время до выхода нового романа метра «Дрочь Воронов на Спинке Железного Трона». Всем остальным, кто любит детективы, но надоели декорации Чикаго 50-х, или просто любит романы Джона – читать обязательно.