Ну, короче, вот
В Риме отношение к педерастии и к гомосексуальным отношениям вообще изначально было более строгим, чем в Греции. Даже отношение к наготе в раннюю эпоху было таково, что отец не мог мыться в бане со взрослым сыном или тесть — с зятем. Полибий (История, 37. 9) сообщает, что пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличенного в нём молодого солдата забивали палками до смерти или до полусмерти. Раннереспубликанские нравы характеризует рассказ Плутарха в его биографии Клавдия Марцелла (завоевателя Сиракуз): в 225 г. до н. э. эдил Скантиний Капитолин сделал «гнусное предложение» сыну своего коллеги Марцелла; мальчик отказал и одновременно пожаловался отцу — в результате Марцелл возбудил процесс в Сенате, окончившийся для Капитолина крупным штрафом[27]. В Греции судебный процесс по такому поводу был абсолютно немыслим. С этой историей в народе связывали принятие «Скантиниева закона» против «разврата с мальчиками» и «разврата с мужчинами», то есть педерастии и пассивного гомосексуализма (Lex Scantinia; в науке считается, однако что он скорее был предложен народным трибуном Скантинием в 149 г. до н. э.). Закон устанавливал за эти деяния штраф в 10.000 сестерциев. Разумеется, речь шла только о римских гражданах и их детях; считалось, что римлянин, отдавшись анальному сексу, становится «женоподобным», теряет чувство стыда и в результате, утратив virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. Активный секс с рабами и негражданами, с этой точки зрения, не был недопустим для римлянина, хотя и свидетельствовал (как например секс с проститутками) о некоторой нравственной распущенности.
Википедия
При императорском Риме, конечно, отношение к гомосексуализму сменилось в более положительную сторону ну а во времена спартака было примерно так.
Blade Hawk написал(а):. В рамках не доминации, а взаимоуважения, кто кого опомоивать будет? И будет ли в таком случае вообще разграничение на актив/пассив?
короче если обое по очереди исполняли пасивную роль - значит и отношение к ним было как к человеку, который становится «женоподобным», теряет чувство стыда и в результате, утратив virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. Я уже не говорю, что у германцев, галлов и других римских военнопленых, значительная часть которых составляло войско Спартака, отношение к гомосексуалиму было ещё строже, чем у римлян. А вот у греков с этим делом было полегче.