Я вообще, на весь этот процесс смотрю не как на взросление Спартака, как личности (так как, действительно, на момент пленения он уже сформировался, как личность), а на процесс адаптации к новой среде обитания, смена цели самого существования. Ведь до пленения Спартака целью его жизни было любить и защищать Суру, после пленения - найти Суру, после смерти Суры - мстить. И вообще, мне кажется за год из простого зачуханного раба, презираемого даже простыми гладиаторами, стать предводителем восстания, котрое чуть ли не подорвало основы римской республики - не такая уж плохая карьера. мне почему-то кажется, что реальному Спартаку на это потребывался гораздо больший срок Итак, Спартака пленили, он чудом выжил на арене (как бы тоже благодаря воспоминаниям о Суре, которые предали ему сил), но всё равно он не видит цели в жизни, так как реальной целью его жизни была Сура, и он как человек не глупый знает что надежды её когда-нибудь увидеть ниже 0,0000001%, поэтому он думает: будь-что будет, умру, так умру. и отказывается подчиняться своему рабовладельцу Но Батиат тоже совсем не дурак, он видит в Спартаке зачатки великолепного гладиатара, который может принести ему не плохой лавандос. Поэтому он даёт ему этот 0,0000001% , увидеть Суру, говоря, что если Спартак станет мегачемпионом он найдёт Суру. То есть он даёт ему пусть и минимальную, но надежду. А теперь представь, что тот случай когда человек тонет он пытается схватится даже за соломинку. Это не значит, что если бы он был в комфортном положении и представлял себя на месте тонущего он реально пверил, что соломинка ему поможет. Но когда сам попадаешь в подобную ситуацию цепляешся за всё что можешь, и это не глупость - это человеческая сущность (и даже иногда, в одном случае из 1000000000 это помогает ). И вот Спартак вцепился зубами в эту соломинку, конечно. если бы он смотрел со стороны его не слабый ум сразу бы распознал бы двойную игру Батиата. Но в том то и дело, что Спартак сейчас был на месте утопающего, что сейчас Батиат был единственной надеждой на спасение Суры, был той соломинкой. И поэтому Спартак ослеплённый этой микроскопической надеждой не обращал внимание ни на что, шёл на все унижения, делал безумные поступки (котрые, возможно, и сам бы считал безумными находясь в другом положении), неоправданно форсировать события, что бы поскорее увидеть Суру (как было, например, в подстроенном им бое с Криксом. Но тут, ещё одно но, если бы Спартак был безпристрастным, он возможно бы понял что на тот момент уступает Криксу, но в то же время на основании чего он мог опредилить свои реальные силы? На основании драк и сражений, которые он проводил во Фракии? Ну там я думаю, он практически всегда выходил победителем. Или на основании того первого боя, кога он уложил пятерых (пусть и не самых сильных) гладиаторов? На этих основаниях он реально мог надеяться на победу над Криксом, так как действительно сильных соперников до этого ему не попадалось, к том же его уверенность располяло желание поскорее увидеть Суру). Как бы там ни было, но в конце-концов, Спартак действительно стал мегагладиатором, победив Феокла. Кажется, цель близка, вот и Батиат вроде бы нашёл Суру и Спартак уже строит план побега, начинает хитрить, интриговать (хотя первую опытку схитрить мы видим, ещё когда он "выбыл" Гнея из боя с Криксом ещё до самого боя ). Но тут, не побоюсь этого слова, катастрофа. Сура мертва. Спартак в полной прострации и опять не способен адекватно принимать решения, но уже не по причине того, что хватается за соломинку, а по причине того, что соломинки уже вообще нет. Можно сказать, что весь его мир разрушен нафик. Сама цель существования пропала, так как у него не осталось ни любимой (которая была самой главной целью его жизни), ни Родины(а Родиной в то время у варваров считалась не страна, а родная деревня, племя), а в богов он не верил. То есть полный крах всего. Утрируя можно сказать,что Спартак стал, как наркоман, которого не просто лишили наркотика, а ещё и лишли всякой надежды когда-нибудь его опять попробывать. В таком состоянии люди обычно либо спиваются, либо уходят в религию, занимаясь подменами цели жизни.Но ещё в таком патовом состоянии полного ахуя людьми (даже морально сильными) очень легко управлять, главное не упустить момент. Так что такому шарящему человеку, как Батиат не стоило направить ошарашенное сознание Спартака по нужному ему руслу, задать новые цели и ориентиры в его жизни, и даже внушить некую религиозность. Морально слабый человек таким образом сотался бы навсегда не только физическим, но и духовным рабом Батиата. По первах, вроде кажется, что так и есть. Спартак исполняет всё. что не прикажет ему батиат без малейшего намёка на сопротивление. Но в том-то и дело, что Спартак слабым не был. Он ничего не забыл, но от потрясения постепенно стал отходить. А как стал отходить, пелена постепенно стала спадать с его глаз. Он стал подмечать двою игру своего рабовладельца. Переломным моментом стало то, когда он увидел, что тот чмырь, что привёз Суру не был ранен. Если бы Спартак был слабым морально человеком он бы не докапывался в чём причина, так как цель в жизни Батиат ему уже дал - победы на арене, а менять цель жизни - не каждый может морально справится с таким в одиночку. Намного легче было закрыть на всё газа, и для очистки совести убедить себя, что мол не увидел раны в темноте, или чмырь не был так серъёзно ранен, как показалось с первого взгляда, и рана уже затянулось, короче внутренних отговорок можно было найти кучу - было бы желание. Но Спартак не пошёл по этому лёгкому пути, так как не был полностью сломлен. Сознание Спартака уже смогло справиться со смертью Суры - с событием, которое морально бы выбило человека чуть слабее Спартака на многие месяцы, а то и годы. И он предпочёл не спокойно плыть по течению реки, а узнать настоящую правду, а не ту которую ему хотели подсунуть. И когда он её узнал, цель жизни опять поменялась - теперь его целью стала месть, месть Батиату, месть Риму, месть всем тем, кто прямо или косвенно был причастен к смерти Суры, ради мести он готов был пойти на всё. Теперь у него не было отвлекающего фактора (каковым раньше являлось желание поскорее врнуть Суру), и он стал методично, расчётливо, не торопясь предворять свои планы в жизнь. А что в уме, изворотливости и умении интриговать Спартак не уступал Батиату подтвердила развязка первого сезона Таким образом, я не вижу ничего действительно не правдободобного в поступках Спартака. Если даже это тебя не убедило, то прими во внимание то что люди все разные и в разных ситуациях все поступают по разному, а не так как к примеру ты бы поступил на месте Спартака или я. А особенно в стрессовых ситуациях (которых в жизни Спартака было предостаточно), когда мы поступаем так, как не ожидали до этого сами, а иногда даже полностью алогично. Даже в простой ситуации когда десятеро пришло мочить (убивать) одного: один человек, на месте этого "одного", может трезво оценить соотношение сил, и попытаться скрыться, другой может в необъяснимой ярости бросится на эту толпу ( понятное дело с самыми печальными для себя последствиями), третий может просто зацепенеть на месте, четвёртый попытаться договориться, пятый упасть на землю и в слезах молить пощады, шестой - тупо обосраться (прада этот вариант можно совместить с первым, третьим и пятым ). Таким образом трудно судить как в той или иной ситуации поступил бы реальный Спартак, тем более о реальном Спартаке, кроме того, что он был гладиатором, предводителем величайшего восстания рабов в Древнем Риме и фракийцем по происхождению 9и то последний пункт не точно) мы практически ничего не знаем. даже не знаем было ли "Спартак" его настоящим именем или кличкой придуманной его хозяевами. По этому-то и получились Спартаки такие разные в "Крови и песке", в фильме кубрика и книге Джованьоли( я уже не говорю про книгу Яна, где Спартаку оставалось только сменить имя на "Ленин" - и предводитель рабоче-крестьянского движения против буржуазии готов ). Но я не говорю, что в фильме полностью отсутствуют нелогичные моменты. Например, первый бой спартака на арене. Ну не верю я, что только что освобождённый от оков, возможно нормально не евший, раб сможет победить в первом же своём бою на арене пятерых (пусть и не суперсильных) гладиаторов, уже получивших клеймо, а значит, уже обученных, какой бы сильной мотивация его не была. Но даже если бы он действительно смог их замочить. то врядли потом был бы такой беззащитный в тренировочных боях в лудусе Батиата. Ну короче первая серия как бы уменьшает общее положительное впечатление от сериала, и это касается не только этого момента. Если же считать первую серию - просто экспериментом, то сериал вообще получается суперским с максимальным соблюдением логичности. Второе, что вызвало удивление, это та нереальная любовь, которую испытывает Спартак к Суре, ну ХЗ, но мне не вериться, что реально могло быть в то время такое, что только одна любовь стала целью всей жизни, да ещё такого человека, как Спартак, как то это не убидительно соседствует с другими чертами его характера. а главная мотивация сериала завязана как раз на этой любви... Хотя это не такой реальный косяк, как тот с пятью гладиаторами и тут можно спихнуть на "люди все разные". ХЗ может и возможна такая всепоглащающая любовь...