Посмотрел "Спартака" 60 года с Кёрком Дугласом. До этого никогда его не смотрел, довольствуясь отрывками попадая на него по телевизору. На этот раз смотрел не в оригинале, а в дубляже. Очень уж хороший этот советский дубляж.
На самом деле ожидал большего. Это не история восстания Спартака, а любовная история на фоне восстания Спартака. Фильм длился три часа с гаком и примерно две трети было посвящено всякому соплежуйству. Не поймите неправильно, в романтике нет ничего плохого, только вот когда включаешь фильм под названием "Спартак", ждешь совершенно другого.
На самом деле, лучшими эпизодами мне показались те, что были посвящены непосредственно Риму и сенату.
По поводу личности самого Спартака в этом кино. Продюсером фильма выступал Кёрк Дуглас, он же играл самого Спартака. Как актер он конечно хорош, однако эту вот роль он не раскрыл. Вероятно в этом виновны сценаристы, но поскольку он продюсер, то мимо него ничего бы не пролетело. Он рулил парадом. Так вот, в то что этот человек, смог бы повести за собой людей, я не верю. Именно повести, а не руководить. "Командование" было раскрыто, как полководец он неплохо показан. Но повести - это совершенно другая вещь. Показано, как его привезли, как он тренируется, как говорят что он силен и хорошо сложен. Батиат все как-то его пытается выделять. Но в в целом, на самом деле, он показан как обычный, ничем не выдающийся гладиатор (с добрым сердцем и неприятием классового неравенства). Даже единственный бой на арене он умудрился слить, оставшись в живых только потому, что нигра его пожалел и бросился со своим трезубцем на римлян. Ну не похож Спартак Кёрка на лидера. Даже восстание здесь началось не потому, что классовая несправедливость (и нигру мертвого подвесили у камер рабов (вот тот БЫЛ похож на лидера)), а потому что телочку Спартака увезли. Спартак набросился на того, кто над ним все время издевался и троллил (как бывший гладиатор и раб может относиться к нынешним гладиаторам, как к грязи - другой вопрос), а другие рабы его почему-то поддержали. Ну не верится мне в стихийность этого события. Должен был быть план. Потому что нихрена бы у рабов не получилось без плана. В реальности у римлян все в этом плане продумано было.
Хотя вообще здесь половина римлян (не в сенате) показана форменными идиотами.
Батиата Устинова, с Батиатом Ханны просто не сравнить. Роль Питера это полукомедийный добродушный персонаж, пусть и с замашками еврея, с манерами рохли, которого мог погонять даже стражник на дороге. Мог ли таковой быть успешным ланистой? Хз.
Роль Крикса - нулевая. Он просто есть в командном штабе.
Понравились Гракх и Красс. Но вот Цезарь совершенно не раскрыт. Да и вообще не понравилось его изображение. Дело в том, что тут он на подхвате. В нем не чувствуется авторитета. Все его погоняют и учат. Его собственное мнение не доминирует над чужими. Когда в конце Красс говорит, что его боится, в голове всплывает пресловутое "WTF?".
Фильм дорогой, это видно. Огромные пространства, панорамы, массовки, костюмы - это все дело на высоте. Правда слишком все чистенько.
Боевка смехотворна. Махание пластиковыми мечами, как палками. Схватки, как у детсадовцев. Улепетывание от подожженных бревен, которые тащат (!!!) по два чела по бокам. Одна отрубленая конечность на весь фильм. Единственное что мне понравилось - это марш римских строев и перестроение перед битвой. Это было показано красиво. Правда сразу потом слив с бревнами.
Короче говоря, скорее мне не понравилось, чем понравилось. Но, в принципе ясно, почему этот фильм с руками и ногами забрали в прокат в СССР. Мне даже приходилось уточнять, слушая оригинал - настолько классово пафосными были лозунги. Но нет, переведено было точно. При этом звучало все по театральному великолепно. Правда - куда этому до и "Эридана с крОсотой"...?